SMAF (MMF)

SMAF (Synthetic music Mobile Application Format) — мультимедийный формат данных, изобретенный корпорацией YAMAHA. Спецификация SMAF определяет формат мультимедийных файлов, которые могут быть воспроизведены на переносных портативных устройствах. В настоящее время SMAF в основном используется для создания мелодий для мобильных телефонов.

YAMAHA также изготавливает различные звуковые чипы, которые разработаны специально для воспроизведения звуковых файлов SMAF. Эти чипы используются во многих современных мобильных телефонах и других переносных устройствах. Если ваш телефон поддерживает формат SMAF, то, скорее всего, в нем установлен чип YAMAHA. Файлы формата SMAF имеют обычно расширение .mmf.

Многие пользователи путают форматы MMF и SMAF. Разница состоит в том, что MMF - это название расширения файла, а SMAF - название самого файла. Кроме того, что файл MMF идентичен файлам MIDI, он также может поддерживать проигрывание музыки и показ графики. Благодаря реализации функции показа изображений файлы SMAF в настоящий момент обладают огромным потенциалом на рынке мобильных приложений, ведь они способны хранить высококачественные изображения при одновременном ограничении размера файлов. Размер файлов SMAF обычно значительно меньше файлов других форматов, которые способны выполнять такие же функции.

YAMAHA производит четыре звуковых LSI (LSI — Large Scale Integration — микросхема высокой степени интеграции — БИС, чип): MA-1, MA-2, MA-3 и MA-5, Любое устройство, включающее один из этих чипов, способно воспроизводить файлы SMAF. MA-1, MA-2, MA-3 и MA-5 LSI соответственно способны воспроизводить до 4, 16, 40 и 64 голосов одновременно. Под голосом в данных моделях телефонов понимается звучание одной ноты какого-либо инструмента в любом канале. Таким образом, термин «40-голосная полифония» подразумевает совсем не наличие 40 различных одновременно звучащих инструментов, а возможность звучания одновременно до 40 нот (или звуков) во всех каналах (причем различные ноты одного и того же инструмента в одном канале считаются отдельными голосами), каналов же, как и в любом MIDI-файле, в SMAF не может быть более 16. Для каждого MIDI-файла в процессе воспроизведения можно определить значение полифонии — цифру, показывающую сколько играет нот в любой момент времени. Например, ее показывает XGplayer — MIDI-проигрыватель от YAMAHA. Для сложных MIDI-композиций значение полифонии может превышать 128. В настоящее время формат MA-1 безнадежно устарел и не используется. Формат MA-2 хотя и устарел, но довольно широко распространен (телефоны LG), наиболее распространенным является формат MA-3 (тут пионером является компания SAMSUNG, большинство ее телефонов имеют в своем составе MA-3 LSI).

Количество инструментов в SMAF практически не ограничено. Последние стандарты SMAF (MA-3, MA-5) объединяют в себе как простой синтез на основе транзисторной модуляции, так и более реалистичный и приятный на слух синтез на основе таблицы звуков. При создании SMAF-контента автор может создавать свои собственные инструменты, загружать и сохранять уже готовые банки инструментов, а также использовать звуковые сэмплы и даже создавать полифонические мелодии с голосом исполнителя, поэтому SMAF обладает очень разнообразным звучанием и открывает создателям большое творческое пространство.

В отличие от 40-голосной полифонии телефонов, снабженных чипами YAMAHA (Samsung, LG, Pantech и другие), «40-инструментальная» полифония телефонов Nokia, Siemens, Motorola, SonyEricsson и других, не поддерживающих стандарт SMAF, подразумевает что цифра 40 — число различно звучащих инструментов, а число одновременно звучащих голосов редко превышает 16 (обычно 8 или даже 4). Такие телефоны имеют обычный простенький синтезатор (синтез может быть как FM, так и WAVETABLE), проигрывающий, как правило, только стандартные MIDI-файлы, имеющий фиксированный ограниченный набор инструментов и не позволяющий создавать и использовать новые инструменты, вставлять в мелодии звуки и речь. Поэтому любой телефон с таким синтезатором потенциально проигрывает в звучании телефонам, поддерживающим стандарт SMAF выше MA-2. Рассмотрим, какие же возможности предоставляет формат SMAF.

Особенности MA-3 LSI

MA-3 – третья SMAF-совместимая звуковая LSI, выпущенная компанией YAMAHA. Включая в себя все особенности MA-2, имеет различные улучшенные функции, которые расширяют возможности создания мобильного контента.
Встроенный ADPCM/PCM звуковой генератор
MA-3 в дополнение к встроенному генератору звука FM также включает генератор звука ADPCM/PCM, который позволяет воспроизводить записанные в цифровой форме естественные звуки, типа человеческих голосов. В результате у автора контента есть возможность комбинировать голос человека и его синтезированное изображение. Кроме того, MA-3 может точно синхронизировать сжатые аудиоданные от ADPCM/PCM-генератора с операторами, которые используют FM-генератор. Эта особенность может использоваться для точного наложения голоса на мелодию. Поддерживаются только монофонические сэмплы с частотами 4-16 кГц с возможностью одновременного звучания до 2 звуковых сэмплов.

Синтезатор на основе таблицы звуков
MA-3 в дополнение к встроенному 4-операторному синтезатору FM также включает 8-голосный WAVETABLE-синтезатор, который может производить до восьми голосов одновременно. Звуковые сэмплы для синтеза могут либо находиться в ПЗУ, либо быть загружены в ОЗУ. Имеется возможность загрузки звуков с частотами дискретизации 4-48 кГц. Так как набор сэмплов может быть установлен независимо от действия FM, диапазон тонов, которые могут быть произведены, намного больше, чем на обычных устройствах.

40-тональная полифония
MA-3 содержит стереофоническую гибридную синтезирующую систему, которая обеспечивает одновременную генерацию до 40 тонов: 32 FM-тонов плюс восемь тонов WAVETABLE. Эта особенность может использоваться как для создания гармонии с 40 нотами, так и для воспроизведения нот с 40 различными тембрами. Кроме того, MA-3 имеет стандартную библиотеку на 256 инструментов (включая 128 инструментов, определенных стандартом General MIDI) и неограниченный диапазон голосов. Примечание: FM-синтезатор воспроизводит до 32 тонов только в 2-операторном (2opFM) режиме. В 4-операторном (4opFM) режиме MA3 LSI воспроизводит лишь до 16 FM-тонов.

Управление вибро и светом (Vib/LED)
MA-3 содержит набор функций, позволяющих создателю мобильного контента управлять вибрацией/светоиндикацией мобильного устройства синхронно с командами синтезаторов LSI.
В ПЗУ MA-3 LSI записаны 7 звуковых сэмплов: Bass Drum, Snare Drum, Tom Tom, Hi-Hat Closed, Hi-Hat Open, Ride Cymbal, Crash Cymbal. По умолчанию они используются для ударных инструментов. Сэмплы могут проигрываться практически с любой частотой (1030-48000 Гц), что дает возможность получить большое разнообразие, не загружая новых сэмплов. Именно наличие WT-ударных и отличает в первую очередь 40-голосную MA-3 от ее 16-голосной предшественницы MA-2. Научитесь отличать 16-голосную полифонию SMAF — ее легко узнать по характерным «транзисторным» шипящим FM-ударным. Не стоит загружать такие мелодии в телефоны с 40-голосной MA-3 LSI.

MA-5

MA-5 включает в себя все возможности MA-3 плюс ряд существенных дополнений:

  • Генератор ADPCM/PCM MA-5 поддерживает форматы 4- 4 кГц моно и 4-12 кГц стерео.
  • WAVETABLE-синтезатор может производить до 32 голосов одновременно.
  • Максимальное количество голосов достигает 64: 32 FM + 32 PCM.
  • Увеличен объем ОЗУ WAVETABLE-синтезатора, что позволяет загружать больший объем сэмплов.
  • Добавлен Аналоговый AL (Analog Lite) синтезатор, имеющий в своем составе управляемый во времени фильтр нижних частот (low pass), который воспроизводит аналоговый эффект, часто применяемый в электронных жанрах музыки, таких как Хип-хоп и Техно, а также в современной поп-музыке (это уже нечто похожее на эффекты XG).

Хотя MA-5 и предоставляет большие возможности, чем MA-3, при простом конвертировании MIDI-файлов разница заметна не будет, так как при этом не задействуется WAVETABLE-синтезатор и AL-синтезатор MA-5. По-настоящему реализовать все возможности MA-5 можно только при профессиональной доработке контента создателем-профессионалом.

Весь SMAF-контент можно условно разделить на 5 групп:

1. Простые MMF с MIDI-содержимым. Такие MMF являются результатом простого конвертирования MIDI-файла в формат SMAF без какой-либо дополнительной обработки или с незначительными доработками контента. Подобные MMF можно получить без труда, имея программу PSM-Player или любую программу из инструментов YAMAHA SMAF-Tools (ATS-MA5-SMAF, SSC-MA3-SMAF, SSD) и MIDI-файл. MA-3 и MA-5, полученные таким образом, не используют все возможности LSI, используется только стандартный набор инструментов, ограниченный стандартный набор ударных, не используются полностью возможности WAVETABLE-синтезатора. Зачастую такие MMF имеют неприятное для слуха «транзисторное» звучание, присущее FM-синтезу. Они имеют наименьший размер при максимальной продолжительности мелодии, так как содержат в себе лишь MIDI-команды и не содержат дополнительных звуковых данных.

2. Качественные сложные MMF с MIDI-содержимым являются результатом работы создателей-профессионалов с предварительной подготовкой MIDI-основы и качественным переводом в SMAF. Для создания такого контента используется MIDI-редакторы (Cakewalk, SONAR или др.), набор инструментов YAMAHA SMAF TOOLS (ATS-MA5-SMAF, SSD, банки голосов VLF-MA3, VLD-MA3, VLP-MA3 и другие), а также различные готовые или создаваемые в звуковых редакторах (Sound Forge, Cool Edit, WaveLab). Автор такого контента может создавать свои банки инструментов, наборы ударных, использовать более качественный WAVETABLE-синтез. Такие MMF имеют чуть больший размер за счет сохраняемых в файлах MMF дополнительных звуковых данных.

3. Простые WAVE+MIDI MMF обычно делает человек, недавно нашедший инструкцию по наложению голоса на MIDI-основу. Для создании мелодии используется первый попавшийся MIDI-файл, который совмещается с необработанными WAVE-фрагментами, нарезанными из MP3 и «накиданными» зачастую невпопад на MIDI-файл. Могут использоваться программы Cakewalk, SSC-MA3-SMAF, ATS-MA5-SMAF, Sound Forge.

4. Качественные сложные WAVE+MIDI MMF являются результатом работы создателей-профессионалов с предварительной подготовкой MIDI-основы и WAVE-фрагментов и качественным переводом в SMAF. Для создания такого контента используется MIDI-редакторы, набор инструментов YAMAHA SMAF TOOLS, банки голосов MA3, а также звуковые редакторы. Автор такого контента может создавать свои банки инструментов, наборы ударных, использовать более качественный WAVETABLE-синтез. Голос и мелодия совмещаются очень точно.

5. Чисто «звуковые» MMF используют только генератор звука ADPCM/PCM и являются переводом простого WAVE-фрагмента в SMAF. Для создания такого контента используются звуковые редакторы, набор инструментов YAMAHA SMAF TOOLS (ATS-MA5-SMAF, Wave to SMAF Converter (WSC-MA2-SMAF), Wave Sound Decorator (WSD)). Обычно используется 4-битовый формат ADPCM с частотой дискретизации, реже - 16 кГц. Звуковые MMF с частотой 16 кГц хоть и имеют приемлемое качество звучания, имеют очень большой размер при малой длительности, а с частотой 8 кГц передают лишь частоты до 4 кГц и поэтому имеют очень низкое качество звучания и годятся, скорее, для передачи речи, чем музыки. Благодаря простоте создания это вид MMF получил наибольшее распространение как «MMF с голосом» или «MP3 -> MMF».

Наибольшую ценность и лучшее качество звучания представляют мелодии 2-й и 4-й группы, являющиеся результатом работы авторов-профессионалов. Таких мелодий мало.

Назад

Другие публикации по теме SMAF (MMF)

Всего: 1
Заголовок Комментариев Опубликовано
Конвертация MID-файлов в файл SMAF формата MMF с помощью PSM-Player 0 29 августа 2015