Фильмы

Comedy Club: стэндап или ситдаун?

Юмор — очень капризная субстанция, не поддающаяся расчетам. Еще никому не удавалось просто взять и вырастить звездную команду юмористов с нуля. Нельзя поставить задачу: даешь через три месяца успешный юмористический проект. Это невозможно спродюсировать. Все успешные комедийные бренды складывались и развивались в пространстве сами — появлялись люди со своим особым представлением о юморе, потом они, будучи единомышленниками, притягивались друг к другу. Талант, оказавшийся в нужное время в нужном месте — это все, что нужно для прорыва. Так и случилось с Comedy Club: несколько парней, которым «смешно жить», объединились и создали проект-прорыв, смелый, дерзкий, уникальный даже для нашего развлекательного телевидения, который за год превратился в культурное явление.

Comedy Club

Comedy Club

Среднестатистический россиянин, воспитанный на советско-российском эстрадном юморе, чувствует некоторую растерянность, впервые увидев шоу Comedy Club. Смущает скорость мысли: все вокруг шутят, и делают это слишком быстро и беспорядочно. Ждать, когда «дойдет до всех», здесь не принято. Сразу хочется записать шоу на видео и просмотреть его раз пять, чтобы ничего не упустить. Таков ритм этих представлений, в него нужно входить постепенно. Присутствует и другая «экзотика»: интерактив, импровизация, атмосфера дружеской вечеринки. Участники действа (как резиденты, так и зрители) на время забывают (или пытаются это сделать) о приличиях и авторитетах. Звездные персоны не застрахованы от колкостей в свой адрес, но в долгу не остаются. Зрители часто не уступают в остроумии резидентам. Все это активное общение сопровождается поглощением еды и питья и обильным курением. Танцуют девушки в бикини. Время от времени проскакивает ненормативная лексика. Есть от чего растеряться.

В Интернете к Comedy Club намертво приклеен ярлык standup comedy. Очевидно, что очень сильно нужно было (кому — история умалчивает) быстро определить жанр шоу, обозначить, так сказать, русло, в котором все это действо происходит. Русло обозначили, в общем, верно, но появилось ощущение, что Comedy Club — единственный и неповторимый стэндап в нашей стране. В реальности же элементы стэндапа присутствовали и в советской и в постсоветской юмористической эстраде. С другой стороны, и сами резиденты отошли от постулатов классического стэндапа, так как активно используют в своих шоу миниатюры — свой любимый жанр, наследие кавээновского прошлого.

Прообраз standup comedy появился в XIX веке. Тогда комики рассматривались только как «рассказчики шуток», которые разогревали публику перед основным представлением или занимали публику в перерывах. В 60-х годах 20 века в США standup comedy стал самостоятельным явлением, он больше не ограничивался анекдотами и остротами. Тогда это был бунтарский жанр, противостоящий скуке и официозу, поднявшийся на волне антивоенных настроений, связанных с операцией США во Вьетнаме. Популярность жанра вызвала бум среди клубов: все стали обзаводиться постоянными резидентами или принимать гастролирующих комиков. Самое известное заведение с шоу в этом жанре — клуб The Comedy Store, который был открыт в 1972 году в Западном Голливуде. Здесь выступали такие известные комики, как Джим Кэрри, Вупи Голдберг, Дэвид Леттерман, Эдди Мерфи и другие. Часто стэндап ассоциировался в большей степени именно с культурой чернокожих американцев, существовало даже такое понятие: black standup comedy. Кстати, многие резиденты Comedy Club выходят на сцену под музыку чернокожих исполнителей (DMX, 50 cent).

Comedy Club

Comedy Club

Есть такая точка зрения, что если один человек выходит на сцену и говорит долго и смешно (стоя!), то это классический стэндап. Но есть некоторые нюансы, которые обнажают сущность настоящего стэндапа. Как правило, настоящий стэндап рождается в камерной или, если хотите, клубной атмосфере. Это не концерт, не глобальное шоу, это тусовка, междусобойчик для своих. При этом это еще и ресторан: стоят столики, люди реально едят, пьют и курят. Отсутствует театральный стандарт «актер и кулисы». Артисты и зрители — одна команда, и это подчеркивается: на сцену актеры выходят из зала. В standup comedy присутствует обязательный контакт с залом. Есть приглашенные известные гости, многие шутки связаны именно с ними. В зале разговаривают — ребята отвечают. С места подается реплика. Артист останавливает свой монолог и начинает отыгрывать. Отыграв, возвращается к монологу.

В общем и целом стэндап — давно неотъемлемая часть мировой культуры. В афише развлечений Лондона, например, не менее полсотни мест, где можно посмотреть представление подобного рода. О звездах стендапа сняли фильмы Боб Фосс и Милош Форман («Ленни» с Дастином Хоффманом и «Человек на Луне» с Джимом Керри).

Секрет Comedy Club — в коллективе, который невозможно создать искусственно. Со временем даже дискуссии о жанре становятся неактуальными. Сформулирован особый тип юмора, поэтому какой бы жанр ребята не выбрали, утратить свой стиль им будет трудно. У большинства резидентов Comedy Club нет актерского образования. Иногда это проблема, но в ракурсе standup comedy может обернуться и положительным качеством. У ребят нет штампов, они абсолютно открыты и постоянно находятся в русле импровизации. Резиденты сами пишут для себя текст, что их сильно отличает в лучшую сторону от собратьев по цеху. В Comedy Club есть отдельная рубрика: «Специальный гость». Любой желающий, кому есть что показать, может договориться с редактором и выступить в этом блоке. Клубная атмосфера позволяет шутить на актуальные темы и использовать при этом ненормативную лексику. Присутствующих звезд обязательно будут всячески прошучивать, проверяя на прочность, восторг звезд при этом не описать словами (не зря говорят, что юмор — это правда в безопасных для жизни дозах). Резиденты выходят на небольшой пятачок сцены прямо из зрительного зала, по пути перебрасываясь словечками с окружающими, делая комплименты, прося прикурить. Комики — часть своей аудитории, они живут такими же интересами, их цель — завести публику, а не выступить, отыграв заученную программу. Comedy Club — живой, интерактивный, реальный юмор, шутка рождается прямо на глазах публики. Зрители не статисты, но соучастники: любые проявления активности в зале приветствуются, будь это реплики или каверзные вопросы.

Comedy Club

Comedy Club

Comedy Club сейчас на пике популярности. Возникает вопрос: почему здесь и сейчас? Возможно, потому, что появилась субкультура молодых, 20-30-летних, образованных и обеспеченных, не озабоченных проблемой выживания в этом страшном мире граждан. А каждой субкультуре нужны свои тексты и свои символы, такая нужда — признак ее зрелости. Спрос рождает предложение. Появился продукт, произведенный такими же молодыми и успешными. Современных 20-30-летних горожан, которых не так уж и мало, это позволило ребятам занять свою нишу в развлекательном телевидении. Ниша может показаться слишком элитарной, но, возможно, это как раз придаст особый статус и стабильность проекту. Monty Python тоже не были понятны средней домохозяйке, но это не помешало им стать культовым юмором.

Вокруг проекта нет никакой заметной полемики, никаких мнений, кроме «Comedy Club — это круто!». Пока Comedy Club либо бурно восхищаются, либо вежливо не замечают. А здесь есть, что обсудить, например — размытость границ, за которыми юмор превращается в хамство или пошлость. Возможно, это дело будущего. Пока же интересно наблюдать, как у проекта формируется свой собственный уникальный стиль. Безусловно, дух жанра standup comedy присутствует в представлениях Comedy Club. Но все-таки имеются в наличии некоторые едва уловимые изменения. Comedy Club — это апофеоз гламура, а вовсе не «протестное голосование». Передовой стэндап превратился в гламурный ситдаун — в нечто более расслабленное, более миролюбивое, стремящееся к внешней красивости, к антуражу. Это гламур, посмеивающийся над собой, но от этого не перестающий быть гламурным. Плюс это или минус — это предмет для дискуссий. Главное, чтобы ребят не покидало чувство юмора, а повод для смеха найдется всегда.

Автор: 
© Ирина Иванова
Читать ещё: