Фантастика

10 самых знаменитых эротических фильмов

Мне было лет десять, когда на экраны страны вышли фильмы «Маленькая Вера» (1988) и «Интердевочка» (1989). Из перешептываний взрослых (а всякий любопытный ребенок прислушивается к ним с особым вниманием) я сделала вывод, что картины эти буквально напичканы чем-то очень интересным и супер-пупер откровенным. Лет семь-десять спустя, когда родительские запреты на подобного рода продукцию уже не действовали, я наконец-то сподобилась эти шедевры посмотреть. И жутко была разочарована: мало того, что большой художественной ценности в этих произведениях не наблюдалось, так еще и рассмотреть интимность за нагромождением модной в то время «чернухи» представлялось слабо возможным.

Маленькая Вера

Маленькая Вера

Сейчас, в эпоху тотальной сексуальной раскрепощенности, все маленькие веры и прочие интердевочки и вовсе нервно курят в сторонке. Даже по телевизору во вполне детское время можно увидеть покруче и похлеще. Про интернет и уличные лотки я вообще не говорю: найти здесь фильмы с красочными названиями типа «Женщина и осел» или «Юные школьницы делают минет учителю физкультуры в то время, как биологичка преподает старшеклассникам основы анального секса» — дело просто-таки плевое. Впрочем, это меня уже занесло. Все-таки стоит разграничить собственно порнографию и кино, в котором демонстрация обнаженного человеческого тела является признаком искусства.

В искусстве, правда, нынче тоже легко заблудиться. Эротическая составляющая сейчас фактически одна из наиболее востребованных в художественном кино, редкий боевик или комедия обходятся без интимной сцены той или иной степени откровенности. В условиях такого изобилия выбрать что-то более других достойное просмотра чрезвычайно трудно. Лично я, составляя свой список 10 «самых-самых», раза три сбивалась и начинала все заново. В результате получилось в высшей степени субъективно, и тем не менее все участники нижеприведенного хит-парада заслуживают особого внимания.

Чистая эротика

Итальянский режиссер и сценарист Тинто Брасс — вуайерист со стажем. Он начал снимать порно-ориентированное кино во второй половине 70-х, когда в СССР «секса не было» еще и в помине, а сексуальная революция в Европе уже свершилась окончательно и бесповоротно. Впрочем, фильмы того времени — еще не совсем настоящий Брасс. Эротика здесь всего лишь густой и обильный соус для рассуждений о природе власти и прочей дребедени, которая темпераментного итальянца совсем не красит. Вот более поздние ленты — совсем другой разговор.

Подглядывающий

Подглядывающий

Фильм «Подглядывающий» 1993 года — квинтэссенция зрелого творчества Брасса. Вся эстетическая и интеллектуальная программа маэстро здесь высказана в одном, зато емком слове — собственно названии. Брасс любит подглядывать, и все его лучшие фильмы — это по сути своей подсмотренные в замочную скважину порнографические сценки, бессмысленные, зато красивые. Формально «Подглядывающий» снят по одноименному роману Альберто Моравиа, но сюжет настолько упрощен, что его забываешь влет, едва заканчиваются титры. Но это и неважно, потому что по Брассу все сюжеты мира не стоят упругой задницы молодой соседки. Звучит пошло, но на самом деле у итальяшки пошлости ни на грамм, его любование красотой человеческого тела настолько искренне, что кажется порой наивным и в чем-то даже целомудренным. Как альбом с порнографическими открытками начала века. Такой можно не стыдясь поставить на полку в гостиной и показывать гостям на дне рождения.

Эротическая мелодрама

Фильм Эдриана Лайна «9 ½ недель» (1986 г.) уже давно стал классикой жанра. Ну, в самом деле, кто хоть однажды не напевал в душе знаменитую кокеровскую «You can leave your hat on», под которую героиня Ким Бейсингер исполняет стриптиз? Кто хоть раз не влюблялся в демонического красавца-соблазнителя Микки Рурка? А все эти гастрономическо-эротические упражнения на кухне — по скольким дебильным пародиям, вроде «Голого пистолета» или «Горячих голов», разошлись они цитатами?

9 ½ недель

9 ½ недель

Этот успех, однако, сослужил картине плохую службу: за внешним эротическим антуражем мы уже не замечаем главного — того, что эта история, в сущности, о каждом из нас. Любовь, страсть, как и всякое сильное душевное переживание, преходяща. Лишь тот, кто ни разу в жизни не любил, не знает этой сводящей с ума агонии чувства, этого разочарования от внезапно наступивших будней. Именно любовной рутины герои фильма изо всех сил стараются избежать. В погоне за ускользающей страстью они готовы перепробовать все, зайти так далеко, как никто еще не заходил. Верен ли их рецепт? Увы. 67 дней и не минутой больше — вот срок заранее отмеренный двум любовникам.

Эротический триллер с элементами высокой поэзии

В силу ряда жанровых особенностей «Основной инстинкт» (1992 г.) чаще всего относят к разряду детективных триллеров. Однако по сути своей это еще один фильм о любви. О любви хорошего режиссера Пола Верховена к сильным и жестоким женщинам, хитрым сексапильным бестиям, которые очень хорошо умеют манипулировать мужчинами и которых менее удачливые соперницы обычно называют стервами. Шарон Стоун в «Основном инстинкте» - самая известная из них, но вовсе не единственная. Еще до нее в картине «Плоть и кровь» (1985 г.) Верховен вывел на свет божий подобное создание, а в фильме «Шоугерлз» (1995 г.) их была уже целая когорта. Впрочем, надо отдать Стоун должное — у нее лучше всех получилось воплотить в жизнь режиссерский идеал.

Основной инстинкт

Основной инстинкт

При просмотре фильма многие часто попадаются в ловушку и начинают судорожно гадать: кто же тут на самом деле убийца? Однако все детективные развороты сюжета, все эти раскиданные под кроватями ножи и шарфики, привязанные к изголовьям, — не более чем психологические обманки, эдакие полуфрейдистские игрища по ходу пьесы. «Основной инстинкт» никакой не детектив и не триллер — это поэма, красивейшая сага о хищнике, готовящемся к прыжку. Поэтому лучше всего перестать обрывать ромашки и, как в старом анекдоте, расслабиться и получать удовольствие. Особенно это касается тех сцен, в которых на Шарон нет нижнего белья.

Лирико-эротическая поэма

У меня с самого начала не было никаких сомнений — фильм Бернардо Бертолуччи, «последнего из великих итальянских режиссеров», в списке «самых-самых» должен присутствовать обязательно. Вот только какой? Скандальное «Последнее танго в Париже», сенильно-эротоманские «Мечтатели»?

Мечтатели

Мечтатели

На их фоне «Ускользающая красота» (1995 г.), конечно, выглядит почти по-детски невинной. И между тем по своей энергетике этот фильм гораздо сексуальнее самых откровенных эскапад либидозного итальянца.

Сюжет картины по-мелодраматически банален, но с эстетической точки зрения она просто-таки безупречна. Фильм снят так, что вполне современная история американки Люси, приехавшей в Италию погостить к старым друзьям своей матери и нашедшей тут свою первую любовь, превращается в живописное полотно, достойное кисти лучших мастеров эпохи Возрождения. Теплые, напоенные солнцем пейзажи Тосканы упоительны в своей безмятежности. И будто взаправду чувствуешь всеми органами чувств, как жарки здесь полдни, как душисты травы в полях, какой негой и приятной истомой дышит все вокруг… А в Лив Тайлер, сыгравшей в «Красоте» главную роль, вдруг ощущается застенчивая чувственность рафаэлевских мадонн.

Порно-сатира

Чтобы любить фильмы Франсуа Озона, нужно быть слегка не в себе. Впрочем, чтобы снимать такое кино, нужно быть не в себе в еще большей степени. Такое количество всевозможных извращений на один квадратный метр экрана до сих пор не мог себе позволить ни один режиссер в мире. И не позволит, наверное, еще долго, дабы не кидали в лицо обвинения в «бездушности и аморальности». Обвинения, кстати, беспочвенные, потому как уж чего-чего, а морали в фильмах Озона предостаточно. Вот только подана она в таком экстравагантном виде, что не каждый решится ее принять.

Лучшее тому доказательство — уже самый первый полнометражный фильм режиссера «Крысятник» (1998 г.). Сюжет, как всегда у Озона, на первый взгляд безумен: глава благополучного французского семейства приносит с работы крысу, и покусанные злобным животным домочадцы, словно под воздействием некого жуткого вируса, начинают стремительно меняться. Сын обнаруживает в себе гомосексуальные наклонности, дочь увлекается садо-мазо, а потом вдруг прыгает из окна, у матери просыпается комплекс Электры… Все персонажи фильма будто бы сходят с ума. Но именно что «будто бы»: безумие было в их крови уже давно, а идиллическая картинка в начале — не более чем миф, мнимая реальность, деконструкцией которой и занимается Озон.

Крысятник

Крысятник

Вслед за Пазолини, словно пересказывая его «Теорему» новым кинематографическим языком, Озон утверждает: буржуазная система ценностей — фикция, а идеальная современная семья — потемкинская деревня, за шатким фасадом которой скрываются такие монстры, что мама не горюй.

Философская порно-притча

Фильмы Катрин Брейя, пожалуй, единственное, что я вносила в список «самых-самых» скрепя сердце. То есть по идее и надо бы, но очень не хочется. Ее картины, посвященные якобы исследованиям человеческой, прежде всего женской сексуальности, неплохо принимают в Европе. Ее охотно обсуждают критики. В конце концов, у нее снимаются порно-звезды первого ранга, вроде Рокко Сиффреди. И все равно не то.

Взять хотя бы последний хит режиссера «Порнократия» (2004 г.). Все тот же Сиффреди играет здесь мальчика-гея (!), которого некая взбалмошная девица, только что чуть не покончившая с собой в туалете гей-клуба, за деньги уговаривает на «посмотреть и потрогать». Три ночи будут они сидеть в комнате с голыми стенами, рассматривая ее половые органы и ведя заумные философские беседы. Потом он засунет ей в промежность ручку от вил, и на этом все дело кончится. Было бы смешно, если бы не так нелепо. Сюжет как таковой почти полностью отсутствует, диалоги актеров, напичканные маловразумительными сентенциями, звучат натужно, а тело, желаниям которого, казалось бы, и посвящено это кино, больше похоже на хладный труп из морозильника. Брейя препарирует сексуальность, раскладывает составные части влечения по банкам с формальдегидом, и в результате чувствуешь себя как в анатомическом театре: холодно, тоскливо, неуютно. «Анатомия ада» - так называется этот шедевр в оригинале. Очень точное название, между прочим, — так заниматься любовью можно только в преисподней.

Порнократия

Порнократия

Порно-боевик

Есть фильмы, все описание которых можно вместить в одно лишь слово — жесть. «Трахни меня» Виржини Депант (2002 г.) — именно из их числа. Групповое изнасилование, кровавое мочилово в клубе для свингеров, минет крупным планом, горы трупов — зрелище не для слабонервных. Впрочем, что приятно, смысла в этом безобразии гораздо больше, чем в холодных умствованиях Брейя.

Трахни меня

Трахни меня

На первый взгляд, «Трахни меня» — апофеоз феминизма. Это история двух женщин, доведенных до крайности несправедливостью мужского мира и стремительно уничтожающих все на своем пути, в том числе и самих себя, ибо другой дороги нет. Из жертв они превращаются в хладнокровных убийц, в палачей, которых ничто не может остановить. Но так ли уж ничто?

«Трахни меня» — это еще и история обретения себя, история очищения через боль и страдание. Когда тебе кажется, что ты уже дошел до точки, что все человеческое в тебе умерло и на собственную судьбу тебе плевать, вдруг обнаруживается нечто, ради чего еще стоит жить. Или умереть. Тут уж как получится.

Порно-драма

Если вы чересчур впечатлительны, если вы с трудом переварили «Трахни меня», то фильм следующего француза в нашем списке вам точно смотреть не стоит. Даже на Каннском фестивале, где собирается, кажется, не такая уж изнеженная публика, он произвел впечатление разорвавшейся бомбы. 250 человек вышли из зала, так и не досмотрев картину до конца, а некоторым из них понадобилась медицинская помощь. Речь идет, конечно же, о фильме Гаспара Ноэ «Необратимость» (2002 г.)

Необратимость

Необратимость

Фильм снят задом наперед, так что страшный и кровавый финал истории — это первое, что мы видим на экране. Из гей-клуба где-то на окраинах выносят два трупа и выводят мужчину в наручниках. За несколько минут до этого этот самый мужчина молотил одну из жертв огнетушителем по голове, превращая ее в кровавую кашу. Дальше больше — пидоры, трансвеститы и, конечно же, заявленная уже в анонсе самая откровенная и подробная (9 минут) сцена изнасилования за всю историю кинематографа. Так и хочется сказать: все, хватит, стоп, перебор! Зачем вся эта грязь? А затем, чтобы в конце показать идиллическую эротическую сценку между двумя влюбленными. Они так беспечны, но мы то уже знаем, что будет с ними потом.

Банальная, изъезженная, казалось бы, истина — время разрушает все, и нет ничего более хрупкого, нежели простое человеческое счастье. Но иллюстрирована эта истина с такой жесткостью, что поневоле мимо не пройдешь.

Впрочем, довольно об ужасах. Напоследок будет сладкое — два настоящих шедевра, которые можно смотреть, не напрягаясь и не тратя нервы.

Порно-мюзикл

Тайванец Цай Мин-Лянь — человек с очень своеобразным чувством юмора. Фильм, бредовей его «Капризного облака» (2005 г.), даже представить себе трудно.

Сюжет таков: в недалеком будущем некая невеселая страна оказывается охваченной засухой. Воды нет, и население утоляет жажду арбузным соком (интересно, а как это арбузы растут без воды?). Впрочем, это не мешает людям любить друг друга. Вот и главные герои проникаются друг к другу теплыми чувствами. Однако пропасть, лежащая между ними, непреодолима: юноша работает порно-актером и так выматывается в процессе съемок, что просто не в состоянии как следует уделить время даме своего сердца. К тому же он очень не любит арбузный сок, которым девушка все время его угощает. Она-то, конечно, не в курсе, но с арбузами ее поклоннику приходится постоянно иметь дело на съемках, так что бедолага сыт ими по горло.

Капризное облако

Капризное облако

Все бы ничего, но нелепица основного сюжета перемежается еще более нелепыми и безумными вставными вокальными номерами: то поющие девушки водят в туалете хоровод вокруг человека-члена, то трансвестит-амфибия заводит жалобную песнь, сидя в резервуаре с водой, то явно сексуально-озабоченные хористки лезут обниматься с памятником вождю.

Короче, такой вот уморительно-бессмысленный капустник по-тайваньски, явно пародирующий интеллектуальных европейских режиссеров с их вечным стремлением нагородить побольше, чтобы прослыть поумнее. Кстати сказать, многие кинокритики очень даже неплохо купились на этот финт ушами и ринулись искать в «Капризном облаке» глубинные скрытые смыслы. А хитрый восточный человек Мин-Лянь просто стебался.

Порно-комедия

Веселые шведы братья Кнутссон тоже любители постебаться. Свою комедию «Снова голый» (2000 г.) они представили в Каннах весьма оригинальным образом — сняли трусы и вышли в таком виде на улицу. Минут через пять нарушителей спокойствия поймали и препроводили в участок, но сильно ругать не стали. И в самом деле, а как еще рекламировать такое кино?

«Снова голый» построен по тому же принципу, что и известная мелодрама Гарольда Рэмиса «День сурка». Герой вынужден переживать раз за разом один и тот же день — до тех пор, пока не совершит нечто, что вырвет его из этой временной петли. Но если персонаж Билла Мюррея каждое утро просыпается в удобной кровати, то шведу повезло гораздо меньше: в завидной регулярностью он обнаруживает себя в грязном лифте, абсолютно голым и с использованным презервативом в заднице. А вечером у него, между прочим, свадьба…

Снова голый

Снова голый

История на грани фола — еще чуть-чуть, и «Снова голый» мог бы превратиться в шведский вариант «Американского пирога». Но братья Кнутссон, очевидно, уже вышли из нездорового пубертатного возраста, когда любая генитальная тема превращается в пошлятину. Их творение — забавный абсурдистский экзерсис с элементами эпатажа. В общем, и порно, и задорно.

Все вышеперечисленные фильмы, несмотря на бросающиеся в глаза различия, объединяет одно — они не оставляют зрителя равнодушным. Даже холодные исследования Брейя или маразмы Мин-Ляня гарантированно оставят свой след в вашей душе. Когда речь идет о сексуальности, разве что-то может быть важнее?

Автор: 
© Виктория Репнина