Цивилизация 2

Оригинальное название: 
Sid Meier's Civilization II
Премьера: 
1996
Производство: 
MicroProse
Жанр: 
Глобальная пошаговая стратегия
Возраст: 
6+

«Цивилизация» была придумана как настольная стратегическая игра, но триумф ей принесла первая компьютерная версия, созданная легендарным Сидом Мейером, основателем компании «Microprose». Сейчас уже трудно представить, как сложнейшие научные и экономические подсчеты моделируемой в игре истории производились на бумаге, 286-ой IBM с этим справлялся прекрасно. Очень скоро другие игры затмили «Civilization» графикой, несколько позже — музыкой. Но настоящие любители пошаговых стратегий продолжали играть в нее, находя все новые и новые варианты развития человечества. Вторая версия игры многих разочаровала: в ней не оказалось никаких гениальных методических находок. Новые научные открытия, здания в городах, войска, дополнительная система государственного устройства, улучшенная графика и анимация. Словом, количество, не переходящее в качество. Но, как это бывает, играть в первую «Цивилизацию» после второй стало неинтересно. Любители на годы засели за новую игру.

Sid Meier's Civilization II

Итак, вам предстоит на протяжении тысячелетий контролировать одно из земных государств. Основывает его, задолго до начала нашей эры, маленький отряд колонистов, заканчивается все в недалеком для нас с вами будущем соперничеством всемирных супердержав. На протяжении истории выбранного народа вашим оружием не всегда окажутся военные соединения. Только своевременное субсидирование науки, расчетливое ведение экономики и мудрые, но непреклонные отношения с соседями обеспечат вам победу.

Начало игры

После заставки придется преодолеть несколько меню. Вы выберете размер мира, в котором окажетесь:

  1. Маленький (40 на 50 клеток, короткая игра)
  2. Средний (50 на 80 клеток)
  3. Большой (75 на 120 клеток, длинная игра).

Само собой, в маленьком мире вы скорее столкнетесь с врагами. В большом они могут появиться очень нескоро, но уже на авианосцах, в то время как вы так гордились изобретением фрегатов.

Соотношение воды и суши:

  1. Мало земли
  2. Среднее количество
  3. Много земли

Здесь все зависит от того, хотите вы быть танкистом, или мореходом.

Уровни сложности

  1. Chieftain (Вождь). Это обучающий уровень. Конкурирующие нации развиваются настолько вяло, что все, что от вас требуется, — это разобраться в собственном государстве.
  2. Warlord (Полководец). Как следует из названия, несколько удачных военных кампаний принесут вам победу. Впрочем, не рассчитывайте на быстрый успех, в «Цивилизации» не бывает коротких войн.
  3. Prince (Принц). Одной войной здесь уже ничего не решишь. Только серьезное отношение к науке и дипломатии спасет ваш народ.
  4. King (Король). Здесь уже нужно умело комбинировать все (а в игре их немало) способы воздействия на собственный и окружающие народы. Самое обидное, что всего не успеть: выправляешь бюджет — отстаешь в науке.
  5. Emperor (Император). Подданные в городах начинают бунтовать безо всяких причин. Вам уже не до войны.
  6. Deity (Бог). Попробуйте, конечно. Этот эксперимент намного увеличит вашу радость от игры на более простых уровнях.

Количество цивилизаций

Их может быть от одной до семи. Конечно, побеждает только одна, надеемся — ваша, но изолированность от соседей часто ведет к деградации народа.

Активность варваров

  • Villages only (Только поселения).
  • Roving Bands (Скитающиеся банды).
  • Restless Tribes (Беспокойные племена).
  • Raging Hordes (Разгневанные орды).

Названия говорят сами за себя. Варвары, позже партизаны, действительно одна из самых неприятных опасностей в игре. Но, как ни странно, выбор уровня их активности не особенно сказывается на их количестве. Зато ваш финальный рейтинг как правителя зависит от него напрямую.

Пол правителя:
  • Мужской.
  • Женский.

Тут уж сами выбирайте, будут к вам обращаться «господин» или «госпожа». Больше ни на чем, кроме имени (каждой нации задано имя правителя-мужчины и правителя-женщины), это не скажется.

Нации

  • Римляне
  • Русские
  • Кельты
  • Вавилоняне
  • Зулусы
  • Японцы
  • Германцы
  • Французы
  • Викинги
  • Египтяне
  • Ацтеки
  • Испанцы
  • Американцы
  • Китайцы
  • Персы
  • Греки
  • Англичане
  • Карфагеняне
  • Индийцы
  • Монголы
  • Сиу (индейцы)

Как это ни обидно, выбор нации, которой вы будете править, никак не скажется на ходе игры. Викинги могут одерживать победы на боевых слонах, а англичане строить Великую Стену. Конечно, вам предложат имя правителя выбранного народа (и краткую биографию, если она известна) и названия городов соответствующей страны. Национальная политика учитывается только при переговорах с дипломатами компьютерных стран (зулусы более неуживчивы, а индийцы дольше останутся верны союзу). Возможно, стоит развивать страну, учитывая ее историю. Играя за римлян, снаряжать легионы, а за вавилонян — в первую очередь строить висячие сады. Это повысит вашу эрудицию, но, к сожалению, отдалит от победы.

Имейте в виду, что три нации, стоящие в одном ряду, обозначаются в игре одним цветом. Таким образом, выбрав германцев, вы никогда не столкнетесь ни с французами, ни с викингами.

Вид города:

  • Строения Бронзового века.
  • Дальневосточный павильон.
  • Античный форум.
  • Средневековый замок.

Это вид ваших городов на карте. Конечно, японцам стоит выбрать павильон, а грекам форум. А что больше подходит русским? Не отчаивайтесь. После изобретения индустриализации все города станут красными и кирпичными, а чуть позже — железобетонными.

Прежде чем начать игру, вы узнаете какими знаниями на данный момент обладает ваш народ. Среди них, в любом случае, окажутся строительство шахт, дорог и орошение полей. Иногда компьютер сразу дает несколько изобретений, которые иначе пришлось бы открывать.

Итак, вы правитель одинокого отряда переселенцев (если не одинокого — вам очень повезло), затерянного в непознанном мире. По счастью, переселенцы могут не только открывать карту, они умеют строить города. Постарайтесь основать свою столицу ближе к пиктограммам с изображениями кита или рыбы на море (это сразу продвинет вас в области науки и экономики), зубра в степи или оленя в лесу. Избегайте строить города на клетках, покрытых льдом, или безводных скалах. Компьютер всегда предложит назвать столицу России Москвой, а Америки — Вашингтоном. Можете и не соглашаться.

Город

Города — это главное. В них все производят, зарабатывают деньги, выращивают хлеб и проводят научные исследования. Чем больше городов вы построите, захватите и удержите, тем лучше.

Sid Meier's Civilization II

Оказаться в окне города можно двумя способами: навести на соответствующую клетку курсор или выбрать нужное название в меню городов. Лица в верхней части экрана обозначают число и род занятий жителей. Одно соответствует примерно 10 000 населения. Сначала все горожане будут одинаковыми, но войдите в окно с изображением прилегающих к городу клеток и нажмите на пиктограммы производства (щитки, колоски и стрелочки) на одной из них (это возможно только, когда город немного подрастет). 10 000 жителей перестанут работать и начнут развлекать остальных. Это имеет смысл, когда растет число недовольных (они тоже выглядят иначе), и вся жизнь в городе парализуется. Те, кого вы сняли с работ, могут от одного нажатия на их лицо стать учеными или экономистами, то есть поселение будет в большей степени развивать науку или приносить доход. В начале игры вам больше нужны рабочие. Понажимайте, уволив тружеников, с одной клетки пригорода на другие. Вы убедитесь, что число пиктограмм производства меняется. Это может оказаться важным для развития всей страны. Выберите оптимальное распределение горожан и постарайтесь запомнить, какие клетки дают больше продукции.

Промышленность

Правое нижнее окно показывает, что сей-час строится в городе. Это может быть войско, городское строение или чудо света. Количество синих щитков на верхней линейке соответствует количеству щитков, получаемых с клеток пригорода, и определяет, насколько быстро заполняется окно производства. Как только оно будет заполнено, город произведет то, что вы строили. Когда вы нажимаете на кнопку «change» в правой части окна производства перед вами возникает меню того, что можно произвести. Его размеры зависят от того, какими изобретениями вы обладаете на данный момент и какие строения уже стоят в поселении. Выберите нужное — работа пошла. Левая кнопка «buy» позволит купить необходимое сооружение к следующему ходу, если у вас хватит денег. Если нет — подождите, цена зависит от того, какая часть работы уже произведено. Имейте в виду, что поменять строящееся войско, строение или чудо света на другое можно, не теряя наработанных щитков, но если вы, например, хотите прервать постройку храма и перейти к фаланге, половина наработанных щитков будет утрачена. Сами понимаете, когда наступает враг, это оправданно.

Сразу после основания города снарядите в нем отряд, который сильнее в обороне,чем в атаке. Даже если вы ни с кем не воюете, поселение должно быть защищено от скитающихся варваров. Потом, если город за это время вырос, постройте в нем переселенца. Он сможет расширить вашу империю, а по пути обработать клетки пригорода. В городе численностью больше трех обязательно нужно строить храм и лучше начать делать это заранее. Количество щитков увеличивается в горах, если переселенец выкопает там шахту. Дополнительное производство дают заводы и мануфактуры.

Сельское хозяйство

Пиктограммы с желтыми колосками обозначают, сколько в городе производится еды. Колоски после пробела на верхней строчке показывают излишки, которые складываются в зернохранилища, а то и пропадают. Если пробела нет, а один или несколько колосков окрашены черным, значит городу грозит голод. Нужно срочно менять распределение рабочих по области и копать переселенцами (лучше из других городов) каналы, которые увеличивают урожай с клетки. Окно с колосками в правой верхней части экрана показывает, сколько хлеба есть в запасе. Пока там что-то остается, горожане не начнут вымирать от голода. Строительство зернохранилищ увеличивает это окно вдвое, но лучше воздвигнуть в одном из городов Пирамиды (чудо света).

Каждый город содержит военные соединения, которые произвел. Изображения этих соединений в левой части окна города демонстрируют, сколько щитков и колосков тратится на отряд каждый тур. Если однажды ресурсов не хватит, войско погибнет, так что не слишком увлекайтесь войной без достаточной базы.

Торговля

Двухцветные стрелки на верхней линейке обозначают торговлю, которую ведет город. Синие колбочки и золотые монетки — пункты развития науки и деньги, которые приносит город. Сумма колбочек и монет равна количеству стрелочек, но сколько пунктов торгов-ли идет на науку, а сколько на экономику определяете вы, облагая народ налогами. Чем выше налоги, тем медленнее развивается наука. В большинстве случаев имеет смысл развивать науку как можно быстрее. Пункты торговли растут на клетках, где переселенцами проложены дороги, на морях и реках. Затемненные стрелочки после пробела обозначают прибыли, которые вы не получаете с торговли из-за коррупции. Ее размеры зависят от удаленности города от столицы, наличия в нем суда и государственного устройства.

Каждое строение в городе требует денег на содержание, поэтому не всегда стоит строить все, что вам предлагают.

Нажимая на кружки слева от изображений построек, вы продаете ненужные. Иногда это выгодно, но лучше вовремя организовать рынки, банки и т. д.

В городе может начаться восстание. Тогда он перестанет давать вам что бы то ни было, а при республике или демократии еще и вынудит ваше правительство уйти в отставку. Могут помочь увольнения (работники начинают развлекать горожан, обратите внимание: слева сразу появляются лица богатых), но это иногда приводит к голоду. Стройте храмы, колизеи и соответствующие чудеса света. Если мятеж начался после того, как го¬род снарядил войска, распустите их или верните обратно.

Изобретения

Ни промышленность, ни экономика, ни армия не могут развиваться без науки. Количество синих колбочек, производимых вашими городами, почти всегда определяет исход игры. Когда совет министров отчитывается перед вами, не слушайте экономиста, который требует поднять налоги (если, конечно, у вас остается хоть немного денег). Добейтесь того, чтобы научный советник сказал: «Мы первые в мире!» Реальные деньги дают рынки, биржи и караваны, а все это нужно изобрести. Победа в войне предопределено, когда вы атакуете копейщиков драгунами, а лучше танками. Это война технологий. Почти каждое изобретение позволяет строить более мощное войско или более выгодное сооружение. Если научный советник давно не отчитывался о новых открытиях, просмотрите его сводки, пройдитесь по городам. Строили ли вы вовремя библиотеки и университеты, а главное, соответствует ли ваше государственное устройство современным требованиям? Впрочем, когда промышленность заметно отстает от науки, вы все равно не успеваете произвести то, что изобрели.

Если в данный момент утечка мозгов неизбежна (например, в стране финансовый кризис), добывайте знания другими методами. Засылайте дипломатов во все города противника, стройте чудеса света — Великую Библиотеку и Вояж Дарвина, обменивайтесь с другими странами теми открытиями, которыми располагаете.

Внимательно изучите список изобретений и отследите цепочку, ведущую к самым необходимым.

Advanced Flight (Улучшенный полет)
Требуются: радио, станкостроение.
Позволяет открыть: комбинированное оружие (с мобильной пехотой), ракеты (с электроникой).
Позволяет строить: бомбардировщик, авианосец.

Alphabet (Алфавит)
Позволяет открыть: свод законов, картографию, математику (со строительством), письменность.

Amphibious Warfare (Амфибии)
Требуются: навигация, тактика.
Позволяет построить: порт, морскую пехоту.

Astronomy (Астрономия)
Требуются: мистицизм, математика.
Позволяет открыть: навигацию (с мореходством), теорию гравитации (с университетом).
Позволяет построить: Обсерваторию Коперника (чудо света).

Atomic Theory ( Атомная теория)
Требуются: теория гравитации, физика.
Позволяет открыть: атомную энергию (с массовым производством).

Automobile (Автомобиль)
Требуются: внутреннее сгорание, сталь.
Позволяет открыть: массовое производство (с корпорациями), мобильную пехоту (с тактикой). Позволяет построить: автостраду, линкор. Отменяет эффект Мастерской Леонардо (чудо света).

Banking (Банковское дело)
Требуются: торговля, республика.
Позволяет открыть: демократию (с изобретательством), экономику (с университетом), индустриализацию (с железной дорогой). Позволяет построить: банк.

Bridge Building (Мостостроение)
Требуются: железные работы, конструирование.
Позволяет открыть: железную дорогу (с паровым двигателем).

Bronze Working (Бронзовые работы )
Позволяет открыть: деньги, железные работы (с военным кодексом). Позволяет построить: Колосса Родосского (чудо света), фалангу.

Ceremonial Burial (Погребальные церемонии)
Позволяет открыть: монархию (со сводом законов), мистицизм, политеизм (с верховой ездой). Позволяет построить: храм.

Chemistry (Химия)
Требуются: университет, медицина.
Позволяет открыть: динамит (с порохом), очистку (с корпорациями).

Chivalry (Рыцарство)
Требуются: феодализм, верховая езда.
Позволяет открыть: лидерства (с порохом). Позволяет построить: рыцарей.

Code of Laws (Свод законов)
Требуется: алфавит.
Позволяет открыть: литературу (с письменностью), монархию (с погребальными церемониями), республику (с литературой), торговлю (с деньгами). Позволяет построить: суд.

Combined Arms (Комбинированные войска)
Требуются: мобильная пехота, усовершенствованный полет.
Позволяет построить: парашютистов, вертолеты.

Combustion ( Внутреннее сгорание)
Требуются: очистка, динамит.
Позволяет открыть: автомобиль (со сталью), полет (с теорией гравитации). Позволяет построить: подводную лодку.

Communism (Коммунизм)
Требуются: философия, индустриализация.
Позволяет открыть: шпионаж (с демократией), партизанскую войну (с тактикой). Позволяет построить: полицейский участок, Организацию Объединенных Наций (чудо света). Позволяет учредить одноименный государственный строй. Уменьшает эффект кафедральных соборов. Отменяет действие Посольства Марко Поло (чудо света). 

Computers (Компьютеры)
Требуются: миниатюризация, массовое производство.
Позволяет открыть: роботизацию (с мобильной пехотой), космический полет (с ракетами). Позволяет построить: научную лабораторию, Программу SETI (чудо света).

Conscription (Пехота)
Требуются: демократия, металлургия. Позволяет открыть: фундаментализм (с монотеизмом), тактику (с лидерством). Позволяет построить: пехотинцев.

Construction (Конструирование)
Требуются: строительство, деньги.
Позволяет открыть: мостостроение (с железными работами), инженерию (с колесом). Позволяет построить: акведук, колизей. Позволяет переселенцам строить укрепления.

Currency ( Деньги)
Требуются: бронзовые работы.
Позволяет открыть: конструирование (со строительством), торговлю (со сводом законов). Позволяет построить: рынок. Позволяет построить: биржу, Торговую Компанию Адама Смита (чудо света).

Electricity (Электричество)
Требуются: металлургия, магнетизм.
Позволяет открыть: электронику (с корпорациями), радио (с полетом), заморозку (с санитарией), сталь (с индустриализацией). Позволяет построить: миноносец. Отменяет действие Великой Библиотеки (чудо света).

Electronics (Электроника)
Требуются: электричество, корпорации.
Позволяет открыть: миниатюризацию (со станкостроением), атомную энергию (расщеплением атома), ракеты (с усовершенствованным полетом). Позволяет построить: гидроэлектростанцию, Дамбу Гувера (чудо света). Увеличивает эффект колизеев.

Engineering (Инженерия)
Требуются: колесо, конструирование.
Позволяет открыть, изобретательство (с литературой), санитарию (с медициной). Позволяет построить: Крестовый Поход Короля Ричарда (чудо света).

Environmentalism (Экология)
Требуются: переработка, космический полет.
Позволяет строить: солнечные батареи.

Espionage (Шпионаж)
Требуются: коммунизм, демократия. Позволяет построить: шпионов.

Explosives (Динамит)
Требуются: порох, химия.
Позволяет открыть: внутреннее сгорание (с очисткой). Позволяет построить: инженеров.

Feudalism (Феодализм)
Требуются: военный кодекс, монархия.
Позволяет открыть: рыцарство (с верховой ездой), теологию (с монотеизмом). Позволяет построить: Военную Академию Сан-Цзу (чудо света), копейщиков.

Flight (Полет)
Требуются: внутреннее сгорание, теория гравитации.
Позволяет открыть: радио (с электричеством). Позволяет построить: истребитель. Отменяет эффект Колосса (чудо света).

Fundamentalism (Фундаментализм)
Требуются: монотеизм, пехота.
Позволяет построить: фанатиков. Позволяет учредить одноименный государственный строй.

Fusion Power (Синтетическая энергия)
Требуются: атомная энергия, сверхпроводники.
Позволяет открыть: технологии будущего (с переработкой). Делает космический корабль надежнее на 25 процентов.

Future Technology (Технологии будущего)
Требуются: синтетическая энергия.
Каждая технология будущего увеличивает ваш рейтинг по окончании игры. Открывать их имеет смысл только когда сделаны все полезные изобретения.

Genetic Engineering (Генная инженерия)
Требуются: медицина, корпорации.
Позволяет построить: Лекарство от Рака (чудо света).

Guerrilla Warfare (Партизанская война)
Требуются: коммунизм, тактика.
Позволяет открыть: профсоюзы (с массовым производством). Позволяет построить: партизан.

Gunpowder (Порох)
Требуются: изобретательство, железные работы.
Позволяет открыть: динамит (с химией), лидерство (с рыцарством), металлургию (с университетом). Позволяет построить: мушкетеров.

Horseback Riding (Верховая езда)
Позволяет открыть: рыцарство (с феодализмом), политеизм (с погребальными церемониями), колесо. Позволяет построить: всадников.

Industrialization (Индустриализация)
Требуются: железная дорога, банковское дело.

Economics (Экономика)
Требуются: университет, банковское дело.
Позволяет открыть: корпорации (с индустриализацией). Позволяет открыть: коммунизм (с философией), корпорации (с экономикой), сталь (с электричеством). Позволяет построить: фабрику, Женское Равноправие (чудо света), транспортный корабль. Отменяет действие Крестового Похода Короля Ричарда (чудо света).

Invention (Изобретательство)
Требуются: инженерия, литература.
Позволяет открыть: демократию (с банковским делом), порох (с железными работами), паровой двигатель (с физикой). Позволяет построить: Мастерскую Леонардо (чудо света).

Iron Working (Железные работы)
Требуются: бронзовые работы, военный кодекс.
Позволяет открыть: мостостроение (с конструированием), порох (с изобретательством), магнетизм (с физикой). Позволяет построить: легионы.

Labor Union (Профсоюзы)
Требуются: массовое производство, партизанская война.
Позволяет построить: боевые машины пехоты.

Leadership (Лидерство)
Требуются: рыцарство, порох.
Позволяет открыть: тактику (с пехотой). Позволяет построить: драгун.

Literacy (Литература)
Требуются: письменность, свод законов.
Позволяет открыть: изобретательство (с инженерией), философию (с мистицизмом), физику (с навигацией), республику (со сводом законов). Позволяет построить: Великую Библиотеку (чудо света).

Machine Tools (Станкостроение)
Требуются: сталь, тактика.
Позволяет открыть: улучшенный полет (с радио), миниатюризацию (с электроникой). Позволяет построить: артиллерию.

Magnetism (Магнетизм)
Требуются: физика, железные работы.
Позволяет открыть: электричество (с металлургией). Позволяет построить: галеоны, фрегаты. Отменяет действие Маяка (чудо света).

Map Making (Картография)
Требуется: алфавит.
Позволяет открыть: мореходство (с гончарством). Позволяет построить: Маяк (чудо света), триремы.

Masonry (Строительство)
Позволяет открыть: конструирование (с деньгами), математику (с алфавитом). Позволяет построить: дворец, Пирамиды (чудо света), Великую Стену (чудо света), городские стены.

Mass Production (Массовое производство)
Требуются: автомобиль, корпорации.
Позволяет открыть: компьютеры (с миниатюризацией), профсоюзы (с партизанской войной), лазер (с атомной энергией), ядерное расщепление (с атомной теорией), переработку (с демократией). Позволяет построить: общественный транспорт.

Mathematics (Математика)
Требуются: алфавит, строительство.
Позволяет открыть: астрономию (с мистицизмом), университет (с философией). Позволяет построить: катапульты.

Medicine (Медицина)
Требуются: философия, торговля.
Позволяет открыть: химию (с университетом), генную инженерию (с корпорациями), санитарию (с инженерией). Позволяет построить: Шекспировский Театр (чудо света).

Metallurgy (Металлургия)
Требуются: порох, университет.
Позволяет открыть: пехоту (с демократией), электричество (с магнетизмом). Позволяет построить: береговые укрепления, пушки. Отменяет эффект Великой Стены (чудо света).

Miniaturization (Миниатюризация)
Требуются: станкостроение, электроника.
Позволяет открыть: компьютеры (с массовым производством). Позволяет построить: океаническую платформу.

Mobile Warfare (Мобильные части)
Требуются: автомобиль, тактика.
Позволяет открыть: комбинированные войска (с улучшенным полетом), роботизацию (с компьютерами). Позволяет построить: танки. Отменяет действие Военной Академии Сан-Цзу.

Monarchy (Монархия)
Требуются: погребальные церемонии, свод законов.
Позволяет открыть: феодализм (с военным кодексом). Позволяет учредить одноименный государственный строй.

Monotheism (Монотеизм)
Требуются: философия, политеизм.
Позволяет открыть: фундаментализм (с пехотой), теологию (с феодализмом). Позволяет построить: кафедральный со-бор, Капеллу Микеланджело (чудо света), крестоносцев.

Mysticism (Мистицизм)
Требуются: погребальные церемонии.
Позволяет открыть: астрономию (с математикой), философию (с литературой). Позволяет построить: Оракул (чудо света). Увеличивает эффект храмов.

Navigation (Навигация)
Требуются: мореходство, астрономия.
Позволяет открыть: амфибии (с тактикой), физику (с литературой). Позволяет построить: Экспедицию Магеллана (чудо света), каравеллы.

Nuclear Fission (Ядерное расщепление)
Требуются: атомная теория, массовое производство.
Позволяет открыть: атомную энергию (с электроникой). Позволяет построить: Проект «Манхэттен» (чудо света).

Democracy (Демократия)
Требуются: банковское дело, изобретательство.
Позволяет открыть: пехоту (с металлургией), шпионаж (с коммунизмом), переработку (с массовым производством). Позволяет построить: Статую Свободы (чудо света). Позволяет учредить одноименный государственный строй.

Nuclear Power (Ядерная энергия)
Требуются: ядерное расщепление, электроника.
Позволяет открыть: синтетическую энергию (со сверхпроводниками), лазер (с массовым производством). Позволяет построить: ядерную станцию. Увеличивает скорость кораблей на один.

Philosophy (Философия)
Требуются: мистицизм, литература.
Позволяет открыть: коммунизм (с индустриализацией), медицину (с торговлей), монотеизм (с политеизмом), университет (с математикой).
Цивилизация, первой открывшая философию, получает одно дополнительное изобретение.

Phisics (Физика)
Требуются: навигация, литература.
Позволяет открыть: атомную теорию (с теорией гравитации), магнетизм (с железными работами), паровой двигатель (с изобретательством).

Plastics (Пластики)
Требуются: очистка, космический полет.
Позволяет открыть: сверхпроводники (с лазером). Позволяет построить: компонент космического корабля.

Polytheism (Политеизм)
Требуются: погребальные церемонии, верховая езда.
Позволяет открыть: монотеизм (с философией). Позволяет построить: боевых слонов.

Pottery (Гончарство)
Позволяет открыть: мореходство (с картографией).
Позволяет построить: зернохранилище, Висячие Сады (чудо света).

Radio (Радио)
Требуются: полет, электричество.
Позволяет открыть: улучшенный полет (со станкостроением). Позволяет построить: аэропорт. Дает переселенцам возможность строить авиабазы.

Railroad (Железная дорога)
Требуются: паровой двигатель, мостостроение.
Позволяет открыть: индустриализацию (с банковским делом). Позволяет построить: Путешествие Дарвина (чудо света). Переселенцы получают возможность строить поверх обычных железные дороги.
Отменяет действие Висячих Садов (чудо света).

Recycling (Переработка)
Требуются: массовое производство, демократия.
Позволяет открыть: экологию (с космическим полетом), технологию будущего (с синтетической энергией).
Позволяет построить: центр переработки. 

Refining (Очистка)
Требуются: химия, корпорации.
Позволяет открыть: внутреннее сгорание (с взрывчаткой), пластики (с космическим по¬летом).
Позволяет построить: электростанцию.

Refrigeration (Заморозка)
Требуются: электричество, санитария.
Позволяет построить: универсам. Позволяет переселенцам увеличивать плодородность земель после ирригации.

Robotics (Роботы)
Требуются: компьютеры, мобильные войска.
Позволяет открыть: самолеты «стелс» (со сверхпроводниками). Позволяет построить: мануфактуру, гаубицы.

Rocetry (Ракеты)
Требуются: улучшенный полет, электроника.
Позволяет открыть: космический полет (с компьютерами). Позволяет построить: систему ПВО, крейсера ПВО, ракеты класса земля-земля, ядерные ракеты.

Sanitation (Санитария)
Требуются: медицина, инженерия.
Позволяет открыть: заморозку (с электричеством). Позволяет построить: систему канализации.

Seafaring (Мореходство)
Требуются: картография, гончарство.
Позволяет открыть: навигацию (с астрономией). Позволяет построить: гавань, исследователей.

Space Flight (Космический полет)
Требуются: компьютеры, ракеты.
Позволяет открыть: экологию (с переработкой), пластики (с переработкой). Позволяет построить: структуры космического корабля, программу «Аполлон».

Stealth (Стеле)
Требуются: сверхпроводники, роботы.
Позволяет построить: истребители «Стелс», бомбардировщики «Стелс».

Steam Engine (Паровой двигатель)
Требуются: физика, изобретательство.
Позволяет открыть: железные дороги (с мостостроением). Позволяет построить: Эйфелеву башню (чудо света), пароход.

Steel (Сталь)
Требуются: электричество, индустриализация.
Позволяет открыть: автомобиль (с внутренним сгоранием), станкостроение (с тактикой). Позволяет построить: крейсер.

Superconductor (Сверхпроводники)
Требуются: пластики, лазер.
Позволяет открыть: синтетическую энергию (с ядерной энергией), стелс (с роботами). Позволяет построить: модуль космическо¬го корабля.

Tactics (Тактика)
Требуются: пехота, лидерство.
Позволяет открыть: амфибии (с навигацией), партизанскую войну (с коммунизмом), станкостроение (со сталью), мобильные войска (с автомобилем). Позволяет построить: альпийских стрелков, кавалерию.

Corporation (Корпорации)
Требуются: индустриализация, экономика.
Позволяет открыть: электронику (с элект-ричеством), генную инженерию (с медициной), массовое производство (с автомобилем), очи¬стку (с химией). Город получает возможность непосредственно производить деньги. Позволяет построить: торговые перевозки.

The Laser (Лазер)
Требуются: ядерная энергия, массовое производство.
Позволяет открыть: сверхпроводники (с пластиками). Позволяет построить: противоракетную защиту.

The Republic (Республика)
Требуются: свод законов, литература.
Позволяет открыть: банковское дело (с торговлей). Позволяет учредить одноименный государственный строй.

The Wheel (Колесо)
Требуется: верховая езда.
Позволяет открыть: инженерию (с конструированием). Позволяет построить: колесницы.

Theology (Теология)
Требуются: монотеизм, феодализм.
Позволяет построить: Кафедральный Собор И. С. Баха (чудо света). Отменяет действие Оракула (чудо света).

Theory of Gravity (Теория гравитации)
Требуются: астрономия, университет.
Позволяет открыть: атомную теорию (с физикой), полет (с внутренним сгоранием). Позволяет построить: Колледж Исаака Ньютона (чудо света).

Trade (Торговля)
Требуются: деньги, свод законов.
Позволяет открыть: банковское дело (с республикой), медицину (с философией). Позволяет построить: Посольство Марко Поло (чудо света), караваны.

University (Университет)
Требуются: математика, философия.
Позволяет открыть: химию (с медициной), экономику (с банковским делом), металлургию (с порохом), теорию гравитации (с астрономией). Позволяет построить: университет.

Warrior Code (Военный кодекс)
Позволяет открыть: феодализм (с монархией), железные работы (с бронзовыми рабо¬тами). Позволяет построить: лучников.

Writing (Письменность)
Требуется: алфавит.
Позволяет открыть: литературу (со сводом законов). Позволяет построить: библиотеку, дипломатов.

Городские постройки

Airport (Аэропорт)
Требуется изобретение: радио.
Стоимость постройки: 160 щитков. Содержание в тур: 3 монеты. Все самолет и вертолеты, производимые в городе, сразу становятся ветеранами. Любое соединение может быть перемещено в любой город, где тоже есть аэропорт.

Aqueduct (Акведук)
Требуется изобретение: конструирование. Стоимость постройки: 80 щитков. Содержание в тур: 2 монеты. Без акведука численность города не может быть больше 8.

Bank (Банк)
Требуется изобретение: банковское дело. Стоимость постройки: 120 щитков. Содержание в тур: 3 монеты. В полтора раза увеличивает доход с города. Действует наряду с рынком.

Barracks (Бараки)
Не требуют никаких изобретений. Стоимость постройки: 40 щитков. Содержание в тур: 1 монета.
Все наземные войска, производимые в городе, сразу становятся ветеранами. Соединения лечатся в городе с бараками за один тур. Конечно, выгоднее построить в одном городе Военную Академию (чудо света).

Cathedral (Кафедральный собор)
Требуется изобретение: монотеизм. Стоимость постройки: 120 щитков. Содержание в тур: 3 монеты. Успокаивает четырех несчастных горожан после изобретения коммунизма — трех. Гораздо выгоднее успеть построить Капеллу Микеланджело (чудо света).

City Walls (Городские стены)
Требуется изобретение: строительство. Стоимость постройки: 80 щитков. Не требуют содержания. Сила наземного отряда, обороняющегося в городе, увеличивается на 3.

Coastal Fortress (Береговая крепость)
Требуется изобретение: металлургия. Стоимость постройки: 80 щитков. Содержание в тур: 1 монета. Отряд в городе удваивает защиту проти« обстрела с вражеских кораблей.

Colosseum (Колизей)
Требуется изобретение: конструирование. Стоимость постройки: 100 щитков. Содержание в тур: 4 монеты. Три несчастных горожанина (после изобретения электроники — четыре) успокаиваются.

Courthouse (Суд )
Требуется изобретение: свод законов. Стоимость постройки: 80 щитков. Содержание в тур: 1 монета. Вдвое уменьшает коррупцию. Увеличив» ет защиту города от вражеских дипломатов и шпионов.
При демократии делает одного горожа¬нина счастливым.

Factory (Фабрика)
Требуется изобретение: индустриализация Стоимость постройки: 200 щитков. Содержание в тур: 4 монеты. Увеличивает производство в городе на 50%. 

Granary (Зернохранилище)
Требуется изобретение: гончарство. Стоимость постройки: 60 щитков. Содержание в тур: 1 монета. Увеличивает количество излишков хлеба, которое может храниться в городе.

Harbor (Гавань)
Требуется изобретение: мореходство. Стоимость постройки: 60 щитков. Содержание в тур: 1 монета. Каждый обрабатываемый участок океана производит на один колосок больше.

Hydro Plant (Гидроэлектростанция)
Требуется изобретение: электроника. Стоимость постройки: 240 щитков. Содержание в тур: 4 монеты. Увеличивает производительность фабрик на 50 %. Производит меньше загрязнений, чем обычная электростанция, и намного экологич¬нее, чем атомная станция.

Library (Библиотека)
Требуется изобретение: письменность. Стоимость постройки: 80 щитков. Содержание в тур: 1 монета. На 50% увеличивает развитие науки в городе.

Manufacturing Plant (Мануфактура)
Требуется изобретение: роботы. Стоимость постройки: 320 щитков. Содержание в тур: 6 монет. Увеличивает производство на 50%. Действует наряду с фабрикой.

Marketplace (Рынок)
Требуется изобретение: деньги. Стоимость постройки: 80 щитков. Содержание в тур: 1 монета. Увеличивает доход с города на 50%.

Mass Transit (Общественный транспорт)
Требуется изобретение: массовое производство. Стоимость постройки: 160 щитков. Содержание в тур: 4 монеты. Уменьшает загрязнение вокруг города.

Nuclear Plant (Атомная станция)
Требуется изобретение: атомная энергия. Стоимость постройки: 160 щитков. Содержание в тур: 2 монеты. Увеличивает производительность фабрик на 50 %. Производит меньше загрязнений, чем простая электростанция, но больше, чем гидроэлектростанция. Всегда есть опасность взрыва реактора.

Offshore Platform (Морская платформа)
Требуется изобретение: миниатюризация. Стоимость постройки: 160 щитков. Содержание в тур: 3 монеты. Каждый обрабатываемый участок моря вокруг города дополнительно производит 1 щиток.

Palace (Дворец)
Требуется изобретение: строительство. Стоимость постройки: 100 щитков. Не требует содержания. Собственно, это дворец, в котором вы живете как отец нации. В каждый момент игры он может находиться только в од¬ном городе, так что строительство дворца равноценно переносу столицы. Нужно это для уменьшения коррупции, если прежняя столица стояла слишком
далеко от основных городов. Ну и, конечно, если вашу столицу захватили.

Police Station (Полицейский участок)
Требуется изобретение: коммунизм. Стоимость постройки: 60 щитков. Содержание в тур: 2 монеты. На 1 уменьшает возмущение горожан по поводу отсутствующих войск.

Port Facility (Порт)
Требуется изобретение: амфибии. Стоимость постройки: 80 щитков. Содержание в тур: 3 монеты. Действует как бараки, только для кораблей.

Power Plant (Электростанция)
Требуется изобретение: очистка. Стоимость постройки: 160 щитков. Содержание в тур: 4 монеты. Увеличивает производительность фабрики на 50%.

Recycling Center (Центр переработки)
Требуется изобретение: переработка. Стоимость постройки: 200 щитков. Содержание в тур: 2 монеты. Уменьшает загрязнения от фабрик.

Research Lab (Научная лаборатория)
Требуется изобретение: компьютеры. Стоимость постройки: 160 щитков. Содержание в тур: 3 монеты. Увеличивает скорость развития науки в городе на 50%, в сочетании с библиотекой и университетом – на 150%.

SAM Missile Battery (Система ПВО)
Требуется изобретение: ракеты. Стоимость постройки: 100 щитков. Содержание в тур: 2 монеты. Войска в городе вдвое эффективнее защищаются от воздушных и ракетных (кроме ядерных) атак.

SDI Defense (Противоракетная защита)
Требуется изобретение: лазер. Стоимость постройки: 200 щитков. Содержание в тур: 4 монеты. Защищает город и прилегающие клетки от ядерных ударов.

SS Component (Компонент космического корабля)
Требуется изобретение: пластики. Стоимость постройки: 160 щитков. Не требует содержания. Один из элементов, необходимых для стройки космического корабля.

SS Module (Модуль космического корабля)
Требуется изобретение: сверхпроводники. Стоимость постройки: 320 щитков. Не требует содержания. Один из элементов, необходимых для постройки космического корабля.

SS Structural (Структура космического корабля)
Требуется изобретение: космический полет. Стоимость постройки: 80 щитков. Не требует содержания. Один из элементов, необходимых для по-стройки космического корабля.

Sewer System (Канализационная система)
Требуется изобретение: санитария. Стоимость постройки: 120 щитков. Содержание в тур: 2 монеты. Позволяет населению в городе превышать 12.

Solar Plant (Солнечные батареи)
Требуется изобретение: экология. Стоимость постройки: 320 щитков. Содержание в тур: 1 монета. Повышает производительность фабрики на 50%. Является самым экологически чистым источником энергии. Двое бунтующих горожанина становятся послушными.

University (Университет)
Требуется изобретение: университет. Стоимость постройки: 160 щитков. Содержание в тур: 3 монеты. Увеличивает научную разработку в городе на 50%. Содержание в тур: 4 монеты.

Stock Exchange (Биржа)
Требуется изобретение: экономика. Стоимость постройки: 160 щитков. Содержание в тур: 4 монеты. Увеличивает доход с города на 50%, в сочетании с рынком и банком – на 150%.

Superhighways (Автострада)
Требуется изобретение: автомобиль. Стоимость постройки: 200 щитков. Содержание в тур: 5 монет. Все обрабатываемые квадраты вокруг города, на которых есть дорога или железная дорога, дают в полтора раза больше пунктов торговли.

Supermarket (Универсам)
Требуется изобретение: заморозка. Стоимость постройки: 80 щитков. Содержание в тур: 3 монеты. Все обрабатываемые клетки вокруг города, дважды мелиорированные переселенцами, производят на 50% больше продовольствия.

Temple (Храм)
Требуется изобретение: погребальные церемонии.
Стоимость постройки: 40 щитков.

Типы войск

«Цивилизация» – не военная игра, но никому еще не удавалось пройти ее, избежав крупных побед. Всегда стоит воевать с ближайшими соседями, иначе они посягнут на ваши земли первыми (уж слишком соприкасаются сферы влияния). Выжидайте, готовьте войска, меняйте строй (воевать при демократии предельно сложно: любой ход может закончиться переворотом и анархией), нападайте внезапно. Дальние соседи сами роно или поздно заключат против вас союз, но с ними воевать, может, и не придется.

Тактика сравнительно проста. Все войска делятся на те, которые сильнее в атаке, и те, которые лучше выдерживают удар. Дальше идут комбинации и разные сложности, но, главное, не подставляйте первые и не нападайте вторыми. Любые отряды улучшают свои показатели, становясь ветеранами. Это про¬исходит в результате того, что их снаряжают в городах, где есть соответствующие постройки, или они уцелели в нескольких битвах. Степень поврежденности отряда показывает индикатор в верхней части щита. Лечатся соединения, подолгу оставаясь на месте, или заходя в города с бараками, портами и аэропортами.

Военные юниты

Крейсер ПВО
Требуется изобретение: ракеты.
Стоимость: 100 щитков.
Сила атаки: 8
Сила в обороне: 8
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 2
Скорость: 5
Обнаруживает соединения за две клетки. + 100% защиты от воздушных и ракетных атак. Обнаруживает подводные лодки противника на соседних клетках.

Alpine Troops (Альпийские стрелки)
Требуется изобретение: тактика. Стоимость: 50 щитков
Сила атаки: 5
Сила в обороне: 5
вать города, защита 5 — удерживать позиции.
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Передвигаются по всем типам земель, как по дороге. Нетрудно догадаться, что фактической скоростью этих соединений оказывается не 1, а 3.

Archers (Лучники)
Требуется изобретение: военный кодекс. Стоимость: 30 щитков
Сила атаки: 3
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Военный кодекс, позволяющий строить лучников, не требует никаких предварительных изобретений. Поэтому они оказываются очень эффективными войсками и в атаке, и в обороне в начале игры.

Armor (Танк)
Требуется изобретение: мобильные войска.
Стоимость: 80 щитков
Сила атаки: 10
Сила в обороне: 5
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 1
Скорость: 3
Танки очень эффективны для захватов
больших континентов. Атака, как у пушки и три хода в тур позволяют быстро захватывать города. Защита 5 — удержание позиций.

Артиллерия
Требуется изобретение: станкостроение Стоимость: 50 щитков
Сила атаки: 10
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 2
Скорость: 1
Более мощный вариант пушек, который дает металлургия. Штурм городов при помощи пушек требует длительной осады. Стоит ставить артиллерию на клетки, где заранее укрепится пехота, и, по возможности была построена крепость. Иначе вылазки осажденных сметут все пушки с одного удара. Также артиллерия (и катапульты) очень эффективна при обороне а их городов против медленных войск. Вы npoсто не позволите им штурмовать город.

Battleship (Линкор)
Требуется изобретение: автомобиль.
Стоимость: 160 щитков
Сила атаки: 12
Сила в обороне: 12
Жизненные пункты: 4
Огневая мощь: 2
Скорость: 4
Обнаруживает вражеские соединения две клетки. Это самый мощный боевой и корабль. Его стоит оставлять для обороны своих прибрежных городов и обстреливать им чужие, особенно лишенные береговой артиллерии. Но имейте в виду, что ни один корабль не может занять город. Держите наготове десантников. Линкор очень уязвим для ракет.

Bomber (Бомбардировщик)
Требуется изобретение: улучшенный полет.
Стоимость: 120 щитков
Сила атаки: 1 2
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 2
Скорость: 8
Обнаруживает вражеские соединения в двух клетках. Если вы достаточно намучились с тонущими триремами, вам легче будет управлять самолетами. Любой из них в течение двух туров нужно вернуть в свой город, на авиабазу или авианосец. Иначе произойдет катастрофа. Бомбардировщики неплохо атакуют наземные цели, но не могут захватывать города. С вражескими истребителями в небе лучше не встречаться.

Cannon (Пушка)
Требуется изобретение: металлургия.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 8
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
О ведении осады написано в главе «Артиллерия». К моменту изобретения металлургии вы уже располагаете некоторым количеством мушкетеров, способных защитить пушку на марше. Впрочем, если вы построили Великую Стену (чудо света), не торопитесь с открытием пушек. Лучше воюйте драгунами.

Caravan (Караван)
Требуется изобретение: торговля.
Стоимость: 50 щитков
Сила атаки: 1
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Беспрепятственно проходят мимо клеток, занятых соединениями других народов. Понятно, что караваны — никакие не войска, а вот чтобы поднять с их помощью экономику, придется напрячься. Когда вы произведете караван, торговый советник спросит вас, какой из товаров, производимых в городе, загружать. Посмотрите спрос но товары и выберите тот, который нужен в крупнейшем городе страны, с которой вы не ведете войну. Потом его, разумеется, придется везти (обратите внимание на скорость, здесь может помочь корабль) чем дальше, тем выгоднее. По прибытии вы не только получите некоторую сумму, но и процент от нее, поступающий каждый тур. Торговля со своими городами не особенно прибыльна, но, каждый раз, когда вы будете проходить через свой город, вам предложат наладить торговый путь, помочь в строительстве чуда света или продолжить движение. Второе бывает очень уместно, когда вы хоти¬те обогнать конкурентов. Иногда стоит снаряжать караваны в поселениях, прилегающих к тому, которое строит чудо. Это значительно ускорит процесс.

Caravel (Каравелла)
Требуется изобретение: навигация.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 2
Сила 8 обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 3
Каравелла — транспортное судно. Она быстрее триремы, а, главное, не тонет в открытом океане.

Carrier (Авианосец)
Требуется изобретение: усовершенствованный полет.
Стоимость: 160 щитков
Сила атаки: 1
Сила в обороне: 9
Жизненные пункты: 4
Огневая мощь: 2
Скорость: 5
Обнаруживает противника в двух клетках. Конечно, на него могут приземляться и истребители, но вы получаете возможность строить его одновременно с бомбардировщиками. Берегитесь, заокеанские державы! Потопить авианосец довольно сложно, но учитывая его стоимость и ценность приписанных к нему самолетов, лучше конвоировать его более дешевыми кораблями.

Catapult (Катапульта)
Требуется изобретение: математика.
Стоимость: 40
Сила атаки: 6
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Стратегия использования катапульт ничем не отличается от того, что описано в главе «Артиллерия». Для прикрытия метательных орудий используйте фаланги или копейщиков.

Cavalry (Кавалерия)
Требуется изобретение: тактика.
Стоимость: 60 щитков
Сила атаки: 8
Сила в обороне: 3
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Вы сразу почувствуете отличие от рыцарских атак. При помощи кавалерии можно за несколько ходов расправиться с надоевшими соседями. В обороне они не слабее мушкетеров.

Chariot (Колесница)
Требуется изобретение: колесо.
Стоимость: 30 щитков
Сила атаки: 3
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Пожалуй, это первое стоящее из быстрых соединений.

Cruise Msl. (Ракеты класса земля-земля)
Стоимость: 60 ЩИТКОВ
Сила атаки: 18
Сила в обороне: 0
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Уничтожаются после попадания. Очень фективны против крупных морских кораблей.

Cruiser (Крейсер)
Требуется изобретение: сталь.
Стоимость: 80 щитков.
Сила атаки: 6
Сила в обороне: 6
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 2
Скорость: 5
Обнаруживает вражеское соединение на двух клетках. Подводную лодку — на соседних участках.

Crusaders (Крестоносцы)
Требуется изобретение: монотеизм.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 5
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Такие бесстрашные рыцари. Атака на 1 больше, зашита — меньше. Иногда при штурме это имеет смысл.

Dragoons (Драгуны)
Требуется изобретение: лидерство.
Стоимость: 50 щитков
Сила атаки: 5
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
К драгунам можно отнести все, что сказано о кавалерии. Они немного слабее, но появляются раньше на несколько изобретений.

Destroyer (Эсминец)
Требуется изобретение: электричество.
Стоимость: 60 щитков
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 4
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 1
Скорость: 6
Обнаруживает вражеское соединение в двух клетках, подводную лодку на соседнем участке.

Elephant (Боевой слон)
Требуется изобретение: политеизм.
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Как ни странно, это улучшенный вариант колесниц.

Diplomat (Дипломат)
Требуется изобретение: политеизм.
Стоимость: 30 щитков
Сила атаки: 0
Сила в обороне: 0
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Дипломаты — неимоверно важные для любой цивилизации люди. Чужих необходимо отлавливать при первой попытке приблизиться к вашему городу, это грозит максимум международным скандалом. Своих — засылать куда только сможете.

Если дипломату удастся добраться до чужого города, вы получите возможность:

  • основать посольство, то есть в дальней-шем вести переговоры с правителем выбранной нации через министра иностранных дел
  • осмотреть город
  • похитить технологию
  • устроить промышленный саботаж
  • подготовить государственный переворот

Иногда при штурме имеет смысл не портить дипломатических отношений. В любом случае, город примкнет к вашему государству. Не пройдет это только со столицей. Выгоднее всего похищать технологии у враждебных стран, к сожалению, только по одной из одного города. Последнее будет вам стоить не только дипломата, но и денег. Немалых, если вы сделаете все грубо, и вдвое больших, если пожалеете.

Engineers (Инженеры)
Требуется изобретение: динамит.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 0
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
О переселенцах будет сказано особенно. Инженеры умеют все то же самое, только в два раза быстрее. Кроме того, им по силам превратить гору в равнину или пустыню в поля.

Explorer (Исследователь)
Требуется изобретение: мореходство.
Стоимость: 30 щитков.
Сила атаки: 1
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Исследователи делают по любой территории три хода за один и не обращают внимания на границы чужих владений. Нужны только для того, чтобы открыть белые пятна на вашей карте.

Fanatics (Фанатики)
Требуется изобретение: фундаментализм.
Стоимость: 20 щитков
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 4
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Достаточно эффективные для своей цены войска, но производятся только, когда у власти в вашей стране фундаменталисты, то есть такие же фанатики.

Fighter (Истребитель)
Требуется изобретение: полет.
Стоимость: 60 щитков.
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 3
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 2
Скорость: 10
Обнаруживают противника за две клетки. Появляются за одно изобретение до бомбардировщиков и, в общем, ни для чего не нужны, пока на вас не начнутся налеты. Атаковать наземные цели ими не стоит, правила посадки самолетов см. в главе «Бомбардировщик».

Galleon (Галеон)
Требуется изобретение: магнетизм.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 0
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 4
Галеон — только транспортный корабль

Frigate (Фрегат)
Требуется изобретение: магнетизм.
Стоимость: 50 щитков
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 4
Фрегат можно использовать и как транспортный, и как боевой корабль.

Freight (Торговые перевозки)
Стоимость: 50 щитков
Сила атаки: 0
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Те же караваны, только вдвое более быстрые и вместительные.

Helicopter (Вертолет)
Требуется изобретение: комбинированные войска.
Стоимость: 100 щитков
Сила атаки: 10
Сила в обороне: 3
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 2
Скорость: 6
Обнаруживает вражеские соединения на расстоянии двух клеток, подводные лодки – на соседних.

Horsemen (Всадники)
Требуется изобретение: верховая езда.
Стоимость: 20 щитков
Сила атаки: 2
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Ничего из себя не представляют как войска. Могут пригодиться, если вы хотите быстрее открыть карту, или играете за монголов и пытаетесь добиться исторической достоверности.

Knights (Рыцари)
Требуется изобретение: рыцарство.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 2
Рыцарь атакует как боевой слон и защищается как фаланга. Пора начинать завоевания.

Legion (Легион)
Требуется изобретение: железные работы.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Вопреки показателям, легион защищается намного хуже фаланги и, вопреки истории, ходит слишком медленно.

Howitzer (Гаубица)
Требуется изобретение: роботы.
Стоимость: 70 щитков
Сила атаки: 12
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 2
Скорость: 2
Удивительное сочетание скорости и силы в атаке. Учтите к тому же, что когда вы начнете строить гаубицы, все континенты будут покрыты сетью железных дорог.

Ironclad (Пароход)
Требуется изобретение: паровой двигатель.
Стоимость: 60 щитков
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 4
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 1
Скорость: 4
Пароход не может перевозить пассажиров, но является очень неплохим конвойным судном.

Marines (Морские пехотинцы)
Требуется изобретение: амфибии.
Стоимость: 60 щитков
Сила атаки: 8
Сила в обороне: 5
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Морская пехота может атаковать противника прямо с корабля.

Mech. Inf. (Мотопехота)
Требуется изобретение: профсоюзы.
Стоимость: 50 щитков
Сипа отаки: 6
Сила в обороне: 6
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 1
Скорость: 3
Удачнее чем танк удерживает занятые позиции.

Musketeers (Мушкетеры)
Требуется изобретение: порох.
Стоимость: 30 щитков
Сила атаки: 3
Сила в обороне: 3
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Некоторое время ваши города смогут спать спокойно.

Nuclear Msl. (Ядерная ракета)
Требуется изобретение: ракеты.
Стоимость: 160 щитков
Сило отаки: 99
Сила в обороне: 0
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 16
Ядерная ракета уничтожает все войска в городе, убивает половину населения и делает прилегающие клетки бесплодными. Ракету можно перевозить но авианосце или пересылать из города в город. Если к концу тура она не достигнет базы или цели, придется строить новую. После нанесения удара ракета уничтожается, а все уцелевшие нации выражают протест.

Paratroopers (Парашютисты)
Требуется изобретение: комбинированные войска.
Стоимость: 60 щитков
Сила отаки; 6
Сила в обороне: 4
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Парашютный десант представляет из себя перемещение соединения на отдаленную клетку, на которую может быть наведен курсор с парашютиком. Очень выгодно для занятия городов после бомбардировок или артподготовки с кораблей.

Partisans (Партизаны)
Требуется изобретение: партизанская война.
Стоимость: 50 щитков
Сила атаки: 4
Сила в обороне: 4
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Партизаны свободно проходят мимо вражеских войск и передвигаются по любой местности, кок по дороге. Если ваш город захвачен, вокруг него автоматически возникает несколько отрядов партизан. Но не пытайтесь вести их на штурм.

Phalanx (Фаланга)
Требуется изобретение: бронзовые работы.
Стоимость: 20 щитков
Сила атаки: 1
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
До появления копейщиков фаланги — самые эффективные войска для обороны городов.

Pikemen (Копейщики)
Требуется изобретение: феодализм.
Стоимость: 20 щитков
Сила атаки: 1
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Ничем не отличаются от фаланг, кроме того, что в полтора раза эффективнее отбиваются от атак войск со скоростью 2.

Riflemen (Пехотинцы)
Требуется изобретение: пехота.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 5
Сила в обороне: 4
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Как ни странно, пехотинцев выгоднее использовать в обороне.

Settlers (Переселенцы)
Не требуют никаких изобретений.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 0
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Собственно, с переселенцев все и наминается. Вашу сверхдержаву основывает один, при удачном старте – 2 отряда переселенцев.

Они могут:

  • Основать город (первый из них станет столицей), отряд при этом расформировывается
  • Проложить дорогу
  • Вырыть шахту
  • Прокопать ирригацию
  • Вырубить или насадить лес
  • После изобретения конструирования построить крепость
  • После изобретения мостостроения проложить дорогу через реку
  • Когда город снаряжает отряд переселенцев, его население уменьшается на соответствующее число жителей. Убивать мирных строителей, вопреки их показателям в обороне, не всегда безопасно.

Spy (Шпион)
Требуется изобретение: шпионаж.
Стоимость: 30 щитков
Сила атаки: 0
Сила в обороне: 0
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 3
Шпионы приходят на смену дипломатам. Они могут все то же самое, но не всегда попадаются и гибнут. Могут организовывать теракты по вашему выбору, отравлять воду в водопроводе и закладывать ядерные устройства. Видят на две клетки.

Stlth. Bmbr. (Бомбардировщик «Стелс»)
Требуется изобретение: стеле.
Стоимость: 160 щитков
Сила атаки: 1 4
Сила в обороне: 5
Жизненные пункты: 2
Огневая мощь: 2
Скорость: 12
Самый мощный бомбардировщик. Обнаруживает противника за две клетки.

Stlth. Ftr. (Истребитель «Стелс»)
Требуется изобретение: стелс.
Стоимость: 80 щитков
Сила атаки: 8
Сила в обороне: 4
Жизненные пункты: 2 
Огневая мощь: 2
Скорость: 14
Атакует воздушные объекты, обнаруживает противника за две клетки.

Submarine (Подводная лодка)
Требуется изобретение: внутреннее сгорание.
Стоимость: 60 щитков
Сила атаки: 10
Сила в обороне: 2
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 2
Скорость: 3
Обнаруживает вражеские соединения в двух клетках. Невидима для большинства кораблей, соответственно, очень эффективна для их уничтожения.

Transport (Транспорт)
Требуется изобретение: индустриализация.
Стоимость: 50 щитков
Сила атаки: 0
Сила в обороне: 3
Жизненные пункты: 3
Огневая мощь: 1
Скорость: 5
Самое удобное судно для перевозки соединений.

Trireme (Трирема)
Требуется изобретение: картография.
Стоимость: 40 щитков
Сила атаки: 1
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 3
Ваш первый корабль. Будьте очень внимательны: если трирема не окажется у берега в конце хода, она погибнет.

Warriors (Воины)
Не требует никаких изобретений.
Стоимость: 10 щитков
Сила атаки: 1
Сила в обороне: 1
Жизненные пункты: 1
Огневая мощь: 1
Скорость: 1
Самые слабые войска. Постарайтесь их никогда не строить.

Дипломатия

Вы не сможете вступить в переговоры с другими народоми, пока не обнаружите хотя бы один их отряд. Впрочем, тогда они будут разговаривать с вами. А вы с ними, когда захотите, не раньше, чем зашлете в любой их город дипломата с миссией «основать посольство». Есть, правда другой способ. Постройте чудо света Посольство Марко Поло и сможете поддерживать отношения со всеми цивилизациями.

Для переговоров в опции советников выберите министра иностранных дел. Перед вами возникнет палетка с названиями государств, их строем, характером правителя и отношением к вашей стране. Можете посмотреть данные разведчиков об их уровне раз¬вития, а потом вернуться в предыдущее меню и начать переговоры. На экране возникнет посол в национальном костюме на фоне национального узора. Он более или менее почтительно вас поприветствует, а вы сможете предложить:

  • Прекратить разговор. После этого вы вернетесь в игру, так и не поговорив.
  • редложить союз (мир — если вы воюете). Союз не всегда самый удачный ход и оправдан, только если вы жизненно заинтересованы в нейтралитете оппонента, или он настолько вас опередил по развитию, что готов без ущерба для себя помогать открытиями и деньгами. В противном случае, союзный дип¬ломат регулярно сам будет являться к вам и требовать деньги или открытия. А когда вы в очередной раз откажете ему в стратегически важном изобретении, решит, что не нуждаются в вашей дружбе. Что же, он прав, в «Цивилизации» не выигрывают две нации. Зато когда вы значительно обгоните своих соседей, они все объединятся против вас и там уже не поможет никакая дипломатия, разве что ее непосредственное продолжение.
  • Потребовать дань за ваше терпение. Они согласятся зоплатить только в том случае, если в течении ближайших ходов вы без всякого их согласия возьмете все, что вам нужно. В противном случае ответом может быть объявление войны.
  • Убрать войска от ваших городов. Здесь все зависит от соотношения сил и степени лояльности собеседника. Он действительно может вернуть своих солдат с ваших полей к себе в столицу, а может и повести их в атаку. Если вы не уверены в своей обороноспособности, прежде чем делать такие заявления, проверьте его отношение к вам по сводкам МИД.
  • Сделать нечто:
    A) Ничего (если вы нажали на эту опцию случайно).
    Б) Обменяться знаниями. Если они согласятся, постарайтесь выменять гончарство на металлургию, а не наоборот. Впрочем, даже менее удачный обмен чосто бывает выгоден для развития науки. Всегда помните, что то, что вы отдали своим друзьям, через пару ходов узнают все народы.
    B) Объявить войну врагу. Это будет стоить денег, правда, союзник может согласиться и так, иногда даже без просьбы. Но обычно участие в войне ограничивается дипломатическими нотами и не приводит к реальным боевым действиям. Поступайте так же.
    Г) Обменяться картами. Это получается редко и только с наиболее расположенными к вам правителями. Но тогда для вас открывается тот участок карты, который к этому моменту известен собеседнику.
  • Принести в дар:
    A) Ничего (сами понимаете).
    Б) Знания.
    B) Деньги.
    Г) Войска.
    Подарки почти никогда не ведут к потеплению в отношениях, впрочем, запишитесь и попробуйте сами.
  • Их дипломаты приходят к вам с такими же просьбами и требованиями. И тут уже вы решаете, удовлетворить их или объявить войну. Дипломатические переговоры — один из самых забавных элементов игры и отказываться от них стоит только при республике и демократии, когда вы точно знаете, что ваш парламент ратифицирует совершенно невыгодный вам мир.

Sid Meier's Civilization II

Конец игры

Есть четыре варианта конца.

  • Первый — когда вас уничтожают; не исключено, что в первые три хода, и вы долго смотрите патетическую финальную заставку.
  • Второй — когда третья мировая война не заканчивается ничьей победой, на Земле начинаются все более жуткие катаклизмы, а ваш противник первый успевает построить космический корабль и основать колонию на Альфе Центавра.
  • Третий — когда вы доводите до конца политику геноцида и, задолго до финальных открытий, расправляетесь со всеми нациями. Это сильно бьет по рейтингу и еще сильнее по удовольствию от игры.
  • Четвертый — вам удается-таки совместить все части космического корабля, а потом дождаться вестей с Альфы Центавра. Ваша цивилизация не погибнет, даже когда развеется Земля и погаснет Солнце. Это победа, но, может, все-таки стоило в трехтысячном году до нашей эры изобретать верховую езду, а не навигацию?
Автор: 
© bukentagen
Термины: